8(343)363-03-98

Корпоративный контроль

Какими тремя главными правами обладают участники компаний?

  1. Право управления компанией (возможность голосовать на собрании).
  2. Право на дивиденды.
  3. Право на ликвидационную квоту.

Без этих возможностей нет смысла иметь статус участника. А начинается все с оплаты доли.

Доля в уставном капитале дает возможность голосовать, дает возможность контролировать деятельность организации, одним словом, позволяет получить доступ к корпоративному контролю.

Чем больше доля, тем выше корпоративный контроль. Фактически компанией управляет тот, кто имеет контрольный пакет акций. Но все это до поры до времени, потому что отношения внутри корпорации гибкие и изменчивые. Сегодня генеральный директор, а завтра обычный участник.

Поэтому за корпоративный контроль всегда шла активная борьба. Не было финансовых возможностей — подключали «творческий» подход. Это все те истории про дробление и конвертации акций, когда в суды повально стали обращаться участники, потерявшие свои доли.

Способ избавиться от мелких акционеров был простой: 1000 акций номиналом в 100 рублей заменить на 10 акций номиналом 1000 рублей, при этом размер уставного капитала остается таким же. Теперь 10 старых акций обменяются на одну новую.

А что делать тем, у кого их не 10, а 9? Вопрос решался формально: на одну акцию не хватает, значит всяческие корпоративные права утрачиваются. Метод работал, потому что дробные акции закон не признавал. Но поскольку ситуация значительно обострилась, этот запрет был снят.

Однако пытливые акционеры не остановились и на этом. В 2008 году был случай, когда 25 привилегированных акций раздробили на 2500, просто уменьшив их номинальную стоимость в 100 раз. А поскольку 1 акция равна 1-му голосу, не стоит долго гадать кто взял в руки бразды правления, по сути не нарушая закон.

Как отреагировали на все эти махинации суды? Они встали на сторону обманутых акционеров.

Акция и объем прав по ней — разные вещи. Объем прав зависит от того, сколько ты денег положил в уставный капитал. А количество акций и их номинальная стоимость — это чисто технические характеристики, нужные для записи в электронный реестр.

Поэтому всевозможные технические уловки не могут помочь злоумышленникам отобрать у акционера его законные корпоративные права.
Похожая ситуация сложилась в ООО. Акциями там не пользуются: уставный капитал состоит из долей. И с какой же проблемой столкнулись участники?

Записи в ЕГРЮЛе об их правах на доли стали исчезли. И пока велись поиски виновника, в компании активно заключались сделки с долями и увеличивался уставный капитал. В итоге найти нарушителя уже не представлялось возможным, и, что самое интересное, фирма отказывалась возвращать утраченную долю, потому что та, какой она была в первоначальном виде, больше не существовала.

То есть, раз изменился уставный капитал, изменилась и доля, значит вернуть прежнюю долю участнику уже не получится. Вернее, не получится вернуть права, которые она предоставляет.

Под такую ситуацию сложно подобрать какой-то правильный способ защиты, потому что непонятно от кого требовать вернуть утраченное. Захватчик неизвестен и единственное, что можно, это потребовать компенсацию, но не корпоративные права. Согласитесь, что кто-то явно злоупотребляет своими правами, ущемляя права других.

Эта проблема была решена высшими судами, которые ввели в практику понятие иска о восстановлении корпоративного контроля.

Как он работает? А все по той же схеме: стоимость, количество и другие технические характеристики не могут заменить законные права.

Если с вами произойдет то же, что с обманутыми акционерами и участниками, вы должны просить суд установить такое состояние вещей, которое было бы при отсутствии нарушения ваших прав.

Мы уже говорили о том, что каждый голосует столько, сколько денег внес в капитал. Утраченная доля, возможно, и изменилась из-за различных махинаций в компании, но вы имеете право потребовать ее возврата в процентном соотношении.

Кроме того, суды говорят нам, что сделки с долями, которые совершали другие недобросовестные участники, пока их обманутый коллега искал кому перешла его доля, могут быть признаны незаконными.

В целом, иском о восстановлении корпоративного контроля можно воспользоваться в том случае, когда по-другому защитить нарушенное право никак не получится. И, как правило, к такому положению приводит недобросовестность компании и ее участников. А ее еще нужно доказать.

Дело в том, что в поисках справедливости можно ненарочно «задеть» права других. Например, окажется, что утраченная доля перешла (добросовестному) лицу, которое не знало, что доля украдена у ее законного владельца. В таком случае при возврате доли ее последний владелец сможет потребовать справедливой компенсации.

Если же доля находится у недобросовестного лица, ни о какой компенсации и речи не может быть — только санкции.

Есть еще несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, вы должны знать, что даже если ваши требования в иске будут сформулированы не совсем верно, суд, исследуя описанную вами проблему, должен понять чего вы хотите в действительности и как это звучит на юридический лад.

Например, представим, что в ЕГРЮЛе о вас (как об участнике общества) стерли запись, хотя вы такого распоряжения не давали. Вы обращайтесь в суд с иском о признании решения о регистрации записи незаконным.

Это не совсем верный способ защиты. На самом деле вы хотите восстановить свой корпоративный контроль. И, по идее, суд должен переквалифицировать ваш иск в иск о восстановлении корпоративного контроля. Ключевая фраза здесь — «по идее». Не все суды пользуются такой возможностью, многие просто отказывают в удовлетворении иска.

Чтобы не допустить этого, настоятельно рекомендую вам заранее обратиться за юридической помощью. Законы пишутся не для граждан и даже не для предпринимателей, а для юристов. Только юрист сможет верно определить что вам нужно требовать от ответчика и о чем нужно просить суд.

Во-вторых, от выбранного вами иска зависит срок исковой давности.

Например, нередко в суды обращались участники, которые по фиктивному решению общего собрания были исключены из организации. Но суды отказывали в защите истцам, поскольку они пропустили шестимесячный срок для обращения в суд.

На самом деле участники хотели восстановить корпоративный контроль. Так и обращались бы в суд с таким требованием, потому что по нему срок исковой давности составляет 3 года, но участники этого не сделали.

Кстати об участниках.

Защитить нарушенное право могут не только отдельные акционеры, но и сами компании, когда входят в состав других организаций. Нерешенным остается только вопрос о том, могут ли участники этих компаний предъявлять иски о восстановлении корпоративного контроля.

Косвенный интерес у них имеется, ведь доля компании в уставном капитале другой организации состоит из денежных вкладов участников. Если потеряется доля, потеряются и деньги вкладчиков. Но некоторые суды отказывают в защите отдельным участникам, ссылаясь на то, что защищаться должна сама компания.

Судебная практика настолько изменчива, что сформировать одно определенное мнение по этому и другим вопросам она не может. С одной стороны плохо, с другой стороны нам это на руку — широкий простор для доказывания.

#Споры о восстановлении корпоративного контроля.
# Иск по делам о восстановлении корпоративного контроля

Дата публикации - 25.10.2018
Уникальность - 100 %.

Получить консультацию

Для получения подробной информации оставьте контактные данные и мы с Вами свяжемся







Комментарии

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

WhatsApp Напишите мне лично в Telegram Telegram Мы работаем
дистанционно
Работаем дистанционно 24х7. Звоните:
+7 982 660-06-46. Пишите в WhatsApp
Юридическое агентство
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.